Армейские автомобили, которые без устали трудились по обе стороны фронта

Мало кто знает «в лицо» легковых героев Великой Отечественной: полноприводные пехотные автомобили. Их предназначением было не столько уничтожение противника, сколько своевременная, без поломок и пробуксовок, перевозка офицерского состава, раненых...

Мало кто знает «в лицо» легковых героев Великой Отечественной: полноприводные пехотные автомобили. Их предназначением было не столько уничтожение противника, сколько своевременная, без поломок и пробуксовок, перевозка офицерского состава, раненых и всевозможных припасов из точки А в точку Б под шквальным огнем

Рядовой Иван Петров
Этот автомобиль получил индекс ГАЗ-64. Двигатель, коробку передач, бензобак, капот, щиток приборов и укороченную облицовку с припаянными латунью вертикальными прутками позаимствовали у полуторки ГАЗ-ММ, а мосты, колеса, раздаточную коробку и задние рессоры — у ГАЗ-61. Кузов гнули из самого дешевого листового проката на деревянных гибочных станках без применения сложных штампов. Он имел простые рубленые формы и окантовывался стальной трубой для прочности. Отсутствие дверей и жесткой крыши не только упрощало производство, но и позволяло прыгать через борт при опущенном тенте. Для маскировки рамка лобового стекла, закрепленная шарнирно, опускалась на капот. На щитке — всего три прибора: крохотный амперметр, спидометр и указатель уровня топлива в баке.Многие зарубежные фирмы к середине тридцатых годов уже выпускали для нужд армии полноприводные автомобили колесной формулы 4х4. В 1938 году такая машина появилась и в Советском Союзе — это был ГАЗ-61. Ее разработкой занималась группа конструкторов Горьковского автомобильного завода под руководством Виталия Грачева. Фактически ГАЗ-61 представлял собой ГАЗ-М1 (один из первых массовых советских автомобилей, созданный в кооперации с компанией Ford), но с полноприводным шасси и шестицилиндровым двигателем. При всех своих достоинствах ГАЗ-61 подходил исключительно для использования в качестве командирской машины, а вот для решения пехотных задач он не годился. Армии была нужна дешевая, простая полноприводная машина широкого назначения с примитивным открытым кузовом.

Рядовой Джон Смит

Стоит отметить, что Willys уступал советскому ГАЗу по запасу прочности и проходимости. В тяжелых дорожных условиях ломались полуоси, рессоры и даже рамы. Кроме того, американский мотор неохотно принимал отечественное топливо и смазочные материалы. Несмотря на обилие поставлявшихся запчастей, советские заводы наладили выпуск разнообразных отечественных комплектующих. Весьма забавно смотрелись, например, чугунные головки цилиндров со звездой и надписью «ВИЛЛИС».Американский военный автомобиль назывался Willys MB. Мощный мотор обеспечивал ему высокую скорость как на трассе, так и за ее пределами. Каждая ленд-лизовская машина комплектовалась замечательными кожаными пальто или куртками. Предполагалось, что наши шоферы будут использовать их в качестве спецовок. Наивные американцы! В одной заокеанской газете тех лет фотография, запечатлевшая встречу наших и американских высоких чинов, имела подпись: «На подмосковном аэродроме нашу правительственную делегацию встречала группа русских шоферов». Советские офицеры были одеты в водительские куртки.

Согласно советско-американским договоренностям большая часть пережившей войну заокеанской техники должна была возвратиться назад, причем в комплектном и исправном состоянии. Тысячи машин стояли в дальневосточных портах в ожидании погрузки на суда. Усатые механики-янки придирчиво слушали двигатели, заставляя убирать малейший клапанный стук. Приходилось снимать с остающихся в СССР машин колесные гайки и искать утерянные гаечные ключи. После приемки автомобили… шли сначала под пресс, а затем на погрузку в виде брикета. Так компактнее.

Рядовой Ганс Мюллер

Спустя девять месяцев Порше представил вермахту Kubelsitzwagen — машину с ковшеобразными сиденьями, рассчитанную на перевозку четырех солдат с вооружением. Впоследствии она получила укороченное название KdF 82. Испытания показали, чтоСамым распространенным армейским автомобилем Германии был KdF 82 (Kubelwagen). Авторство создания этой машины принадлежит гениальному конструктору Фердинанду Порше. Она ведет свою родословную от «народного автомобиля» Volkswagen KdF-11 (он же «фольксваген-жук»), которым рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер планировал обеспечить каждую немецкую семью. Мысль о возможности военного использования новой машины появилась у Порше еще в 1934 году, а 1 февраля 1938 года Управление по делам вооружений сухопутных войск утвердило заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля.

KdF 82 значительно превосходит все остальные легковые автомобили вермахта, даже несмотря на отсутствие привода на передние колеса. Транспорт был прост в обслуживании и эксплуатации. Он оснащался четырехцилиндровым оппозитным карбюраторным мотором воздушного охлаждения, 25 «лошадок» которого вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг со скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе — экономичность была очень кстати из-за постоянного дефицита топлива в немецкой армии. KdF 82 находился в производстве до 1945 года, за это время выпустили 50 435 экземпляров.

KdF 82 широко использовались во всех родах немецких войск. Небольшая масса позволяла легко вытаскивать автомобиль из грязи, а воздушное охлаждение двигателя позволяло избежать проблем при его запуске в мороз — качество, особенно оказавшееся кстати на Восточном фронте. Достоинства автомобиля оценили и противники немцев: американцы часто выменивали у союзников Willys MB на трофейные немецкие KdF 82 — три «виллиса» за один «кюбель».

Категории
Автомир
Нет комментариев

Оставить комментарий

*

*

RELATED BY

https://weekly.com.ua/wp-content/uploads/2015/04