Если банк не дает кредит, а сесть за руль не терпится, можно взять автомобиль в лизинг

За год кризиса количество выданных банками автокредитов сократилось в десять раз. Причина — в выросших почти в два раза процентах (с 12–14 до 24–28% годовых в гривне), а также нежелании...

За год кризиса количество выданных банками автокредитов сократилось в десять раз. Причина — в выросших почти в два раза процентах (с 12–14 до 24–28% годовых в гривне), а также нежелании банкиров рисковать: украинское законодательство крайне затрудняет отъем залоговых авто у неплательщиков. В такой ситуации реальные шансы на покупку машины в рассрочку дает только лизинг.

Охота на клиента
Застой на украинском авторынке заставил продавцов искать альтернативные способы изъятия денежных знаков из карманов украинцев в обмен на желанный автомобиль. Одним из таких способов, который показался перспективным автодилерам (да и банкам, кстати, тоже), оказался лизинг. Сегодня свои услуги клиентам предлагают десятки лизинговых компаний, среди которых наиболее известны Hertz Lease, «Оптима Лизинг SIXT» и «Евро Лизинг». Кроме этого, лизинговые компании развиваются внутри автодилерской сети или достаточно тесно с ней сотрудничают (например, «Порше Лизинг», «АИС-Лизинг», «Илта Лизинг»). Есть также банковские лизинговые подразделения: «VAB Лизинг», «Приват Лизинг», «УниКредит Лизинг» и другие. Словом, создается впечатление, что автолизинг как бизнес предпринимателям выгоден. А вот выгоден ли он клиентам?

Нет денег — нет машины
Автолизинг — это сдача внаем, или аренда, по окончании которой сумма выплаченной арендной платы может сравняться со стоимостью авто (плюс проценты), и тогда машина переходит в собственность арендатора. Лизингополучатель может выкупить машину досрочно, если в договоре есть такой пункт.
Итак, вы заключаете договор, платите авансовый взнос — от 20 до 35% (в зависимости от выбранной компании) и взнос за первый месяц аренды, получаете от компании генеральную доверенность на машину — и все: можно садиться за руль и ехать. Вся процедура оформления занимает три-четыре дня.
Ежемесячные платежи при лизинге равные (аннуитетная схема погашения долга), процентная ставка — от 10 до18% годовых в гривне от остаточной стоимости авто.
Словом, получается что-то вроде автокредита, причем по очень выгодным на сегодня ставкам. Отличие от кредита только одно, но кардинальное: вы ездите не на своей машине (пусть и залоговой), а на чужой, которая принадлежит лизинговой компании.
Если клиент не внесет ежемесячный платеж в установленный срок, машину у него тут же отберут, а все ранее выплаченные за нее деньги сгорят.

Услуги «за спасибо»
Риск для клиентов лизинговые компании стараются компенсировать всевозможными поблажками и дополнительными услугами.
«В салоне моя Toyota Corolla стоила 130 тыс. грн., — рассказал клиент лизинговой компании Валерий Брусенцев. — Банк давал кредит только на три года, что меня не устроило, в лизинговой компании мне предоставили рассрочку на пять лет».
При оформлении договора лизинга не требуется обязательного разрешения супруги (супруга) на его подписание, а иногда и справки о доходах. Можно расплачиваться наличными, а не через банк.
Также лизинговая компания часто берет на себя многие обязательные платежи: занимается регистрацией автомобиля в ГАИ, прохождением планового ТО, оплачивает транспортный сбор. В случае аварии лизингодатель выступает посредником между клиентом, страховщиком и СТО. Компания предоставляет техническую помощь, эвакуатор, а в некоторых случаях и другую машину на время ремонта поврежденного авто. В отличие от кредита нет так называемых скрытых платежей, ежемесячных комиссий, зато есть возможность пользоваться якобы льготными условиями по автострахованию и рассрочкой страховых платежей, а страхованием занимается лизингодатель.
«В моем случае компания покрыла страховку каско, а это 7–9% от стоимости машины в год, заплатила за регистрацию авто (700 грн.), ОСАГО и проведение ежегодного техосмотра — 1 тыс. грн.», — рассказал Валерий Брусенцев. Разумеется, в конечном итоге расплачиваться за такие удовольствия приходится клиенту — лизинговая компания включает все эти затраты в стоимость машины и накручивает на них проценты, фактически кредитуя клиента. «В среднем, по нашим оценкам, переплачивать за лизинговую машину приходится на 5–7% больше, чем за кредитную», — объяснил председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук. Впрочем, такая плата за возможность рулить без забот в течение всего срока действия лизингового договора вполне приемлема.

Комментарий

Павел Крапивин зампредседателя правления банка «Контракт»

Если говорить о лизинге в странах Западной Европы и США, то, как правило, это full service leasing. Но это идеальный вариант. В Украине, к сожалению, часто клиент берет машину фактически в кредит, так как на него возлагаются все дополнительные расходы по оформлению сделки и регистрации авто. Такой вариант невыгоден для потребителя.
Что касается лизингодателя, то, конечно, он более защищен, так как выступает собственником автомобиля. Правда, если клиент не платит, возникает проблема, как найти машину и забрать ее. Необходимо подключать исполнительную службу, через суд доказывать, что платеж не был произведен или есть просроченная задолженность. Плюсом в данной ситуации может стать то, что не требуется организовывать публичные торги, как при залоговом авто. Машину можно снова отдать в лизинг или продать.

Оперативный или финансовый?
В Украину лизинг автомобилей пришел с Запада, где лизинговые компании не ставили своей целью освоение рынка автокредитов. Зарубежные фирмы ориентировались на клиентов, которые хотели лишь год-другой покататься на новой машине, потом вернуть ее и взять взамен в лизинг новую. Это так называемый оперативный лизинг. А тому, кто, покатавшись на арендованной машине, решал все-таки оставить ее у себя, компании предлагали финансовый лизинг с возможностью выкупить авто, но на более затратных для клиента условиях.
В нашей же стране есть только финансовый лизинг.
В результате при лизинге есть расходы, которых нет при автокредитовании. Например, клиенту придется дважды заплатить за регистрацию машины: первый раз — когда автосалон оформляет машину на лизинговую компанию, и второй — когда авто регистрируется на физическое (или юридическое) лицо. К тому же нужно будет уплатить госпошлину при нотариальном заверении договора об аренде автомобиля (1% от его стоимости).
По словам Валерия Брусенцева, ему запрещено устанавливать дополнительное оборудование, перекрашивать авто, менять детали без согласования с лизинговой компанией, а при поломке он обязан пользоваться услугами той СТО, которую ему указывают, — и платить по полной.
Одним словом решившись на автолизинг, следует самым внимательным образом изучить договор с компанией.

Категории
Автомир
Нет комментариев

Оставить комментарий

*

*

RELATED BY