Из Киева в Новосибирск на одном литре бензина — реальность уже сегодня

Вначале мая Евроспидвей в Лаузице (Германия) открывает свои двери перед тысячами талантливых студентов и школьников со всего мира. В обычные дни на этой гоночной арене выгрызают друг у друга...

Вначале мая Евроспидвей в Лаузице (Германия) открывает свои двери перед тысячами талантливых студентов и школьников со всего мира. В обычные дни на этой гоночной арене выгрызают друг у друга победные секунды гонщики мирового класса на «боевых» Porsche, Mercedes и Audi на скоростях далеко за 200 км/ч при среднем расходе топлива не менее 70 л/100 км

Эти соревнования — гигантская образовательная платформа. Основная задача, поставленная перед молодыми инженерами и техниками, — создать и продемонстрировать в деле автомобиль с самым низким расходом энергии. Средний возраст участников Shell Eco-marathon не превышает 21 года. А их познаниям в топливных системах, аэродинамике, сплавах и соединениях позавидуют, пожалуй, инженеры ведущих автомобильных компаний. Своими руками ребята собирают кузова, трансмиссию, подвеску, а некоторые даже двигатели.Для участников Shell Eco-marathon секунды не имеют практически никакого значения, а расход даже 5 литров топлива на 100 км — непозволительное расточительство, страшный сон и полное фиаско в общем зачете. Текущий рекорд — 4896,1 км на одном литре топлива — на глазах журналистов Weekly.ua установила французская команда из политехнического университета Нанта в рамках Shell Eco-marathon 2010.

За рекордом

Соревнования проводятся в двух основных классах: футуристические прототипы и городские концепты. Последние должны, прежде всего, соответствовать минимальным нормам комфорта, безопасности, быть не менее 1,3 метра по высоте и комплектоваться системами освещения для передвижения в темное время суток — одним словом, без каких-либо дополнительных изменений в конструкции выехать на дороги общего пользования и начать трудиться на благо населения. Для прототипов организаторы не ставят практически никаких жестких ограничений. Главное — минимальный расход энергии и выбросов CO2 в атмосферу (здесь участвуют и водородные автомобили, и солнцемобили, и транспортные средства на классическом бензине). А так как добиться серьезных результатов в подобной экономичной и экологической дисциплине возможно только с превосходной аэродинамикой и максимально низким весом, подавляющее большинство прототипов выглядят как творения инопланетной автоиндустрии, управлять которыми можно исключительно в лежачем положении.

В этом году впервые в Shell Eco-marathon приняла участие украинская команда. При поддержке своего вуза ХНАДУ (Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет), а также компании «Honda Украина» студенты разработали экономичный автомобиль ХАДИ-34. Ребят из Украины приняли очень тепло, а интерес к нашей команде подтверждался постоянным присутствием журналистов и участников из многих европейских стран рядом с боксами, где готовился к гонке отечественный прототип. Харьковчане в полной мере оправдали все надежды: они не только благополучно проехали всю дистанцию марафона, но и показали высокий 42-й результат из 99 стартовавших в классе «прототип» команд, обойдя многие именитые и опытные команды.

В лаборатории скоростных автомобилей Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ, в прошлом ХАДИ) создано более 30 моделей спортивных и гоночных машин. На них установлено 40 рекордов скорости СССР, а многие болиды до сих пор участвуют в шоссейно-кольцевых гонках.

.ХАДИ первым!

А вот задача создать самый экономичный автомобиль студентам ХНАДУ была поставлена впервые. Специально для Shell Eco-marathon был разработан ХАДИ-34 (все «выходцы» из автомобильной альма-матер получают свой порядковый номер в соответствии с очередью производства). Харьковский прототип построен на базе несущего монокока из композитных материалов (при создании кузова полностью отказались от металлических деталей). В движение его приводит двигатель Honda GX35 — стандартный мотор, применяющийся на различной технике — от газонокосилок до генераторов этого японского производителя. Привод осуществляется с помощью цепи на заднее колесо. Заправляют ХАДИ-34 стандартным 95-м бензином, а объем бака составил всего 250 см3 (самым большим, разрешенным техническим регламентом Shell Eco-marathon). Рекордными получились и пропорции (длина — 3 м, ширина — 1 м, высота — 0,7 м), и вес — всего 43 кг.

КОММЕНТАРИЙ 

Норман Кох

технический директор Shell Eco-marathon

Оценивать показатели расхода топлива на соревнованиях — очень непростая задача. Топовые команды из первой пятерки, к примеру «Микроджоуль» из Франции, во время одной попытки (8 кругов, или 25 км) используют всего чайную ложку водорода. То есть одна ошибка судей, и какая-то команда может не получить заслуженную победу. Еще одна непростая задача для судей — универсализировать показатели. Ведь в соревнованиях участвуют концепты и прототипы на восьми разных видах энергоносителей (обычный неэтилированный бензин А-95, водород, биотопливо, дизель, солнечные батареи, газ, этанол и другие). В качестве измерительной единицы мы взяли теплопроводность, а основным индикатором стал самый распространенный вид топлива — бензин А-95 с теплопроводностью 42 900 кДж. А далее для получения итоговых результатов мы приводим к единому знаменателю все показатели. Естественно, для организации подобного высокотехнологичного соревнования необходима большая и профессиональная команда. Только технический персонал насчитывает 60 человек, а общее количество специалистов, задействованных в организации состязаний, превышает 160 человек.

Интересно

 Подтверждением того, что студенческие разработки в рамках Shell Eco-marathon вскоре станут интересными и полезными решениями для массового пользования, стал пример команды из Технического университета города Лулее (Швеция). Скандинавы узаконили свое творение в шведской службе технического контроля и теперь могут официально передвигаться на созданном своими руками авто по дорогам страны. На сегодня еще несколько команд, в частности из Германии, подали заявки на регистрацию и сертификацию в соответствующие инстанции своих стран. До встречи на дорогах

Марафон рекордных фактов

Shell Eco-marathon проводится уже в 26-й раз и в этом году помимо Германии проходит в США (Хьюстон) и впервые в Малайзии (Куала-Лумпур).

 В этом году на соревнования только в Германии заявилось более 213 команд, примерно 2500 преподавателей и студентов из 22 стран Европы.

 Средний возраст водителей — 21 год.

 Для обеспечения гонки потребовалось всего 275 л бензина, 50 л этанола, 50 л дизеля и 10 канистр по 50 л водорода.

 Прототип во время пробега способен выбрасывать в атмосферу всего 0,5 г/1 км CO2, тогда как выброс этого газа у среднестатистического автомобиля в Европе превышает 160 г/км.

Категории
Автомир
Нет комментариев

Оставить комментарий

*

*

RELATED BY

https://weekly.com.ua/wp-content/uploads/2015/04