Кто, как и что ест в кино, запоминается не хуже метафоричных реплик главных героев

Закончились новогодние праздники, а значит все получили свою порцию «Иронии судьбы», где все действие разворачивается на фоне советского новогоднего застолья под девизом «Ну и гадость эта ваша заливная рыба!»...

Закончились новогодние праздники, а значит все получили свою порцию «Иронии судьбы», где все действие разворачивается на фоне советского новогоднего застолья под девизом «Ну и гадость эта ваша заливная рыба!» А помните, что постоянно мелькает на экране в «Иронии судьбы-2»? Правильно, большая банка майонеза с отлично читающейся этикеткой. А что делать? Продакт-плейсмент — двигатель современного киноискусства

«Платон Ангел»

Вкус жизни

Кто, как и что ест в кино, запоминается не хуже метафоричных реплик главных героев. Вот фильм Райана Мерфи «Ешь, молись, люби» со звездной Джулией Робертс в главной роли, получившей, кстати, $10 млн. за участие в съемках. Главная героиня в возрасте около сорока борется с депрессией. Сначала она разводится с опостылевшим мужем — не помогает. Заводит роман с артистом — еще хуже. Потом берет отпуск и отправляется в путешествие по Италии. И там к ней понемногу возвращается вкус к жизни. Спагетти в уличном римском кафе под оперные арии, поездка в Неаполь за знаменитой тамошней пиццей — все идет на пользу. А когда в кафе она делает заказ на всю компанию, это звучит как музыка: большая тарелка артишоков по-еврейски, прошутто с дыней, баклажаны с сыром рикотта, спагетти а-ля карбонара, папарделле с кроличьим рагу, лингвини с морепродуктами, рубец по-римски, отбивные и два литра бочкового чинзано. Завершающий аккорд, как выпускной экзамен — тарелка с вкусностями, которые героиня приготовила для себя: спаржа с оливковым маслом, сыр, маслины, виноград, багет с хрустящей корочкой, вареное яйцо и ветчина. По отдельности все незамысловато, а вот вместе — симфония вкуса. Словом, прощай грусть!

«2 дня»

Кулинария как оружие пролетариата

Отметились на кулинарном фронте и российские кинематографисты. Правда, у них получилась своего рода протестная кулинария. В нашумевшем фильме Дуни Смирновой «2 дня» с Федором Бондарчуком и Ксенией Раппопорт русское застолье, организованное работниками провинциального музея в честь федерального чиновника, превращается в идеологический спор с бурным выяснением жизненных позиций.

И даже наливочка, настоянная на смородиновых почках, да под грибочки, баклажанчики и сальце не охладили пыл спорщиков. Напротив, конфликт привел к непредсказуемым последствиям — роману между московским минкультовским замминистра и работницей музея. Их чувство построено на противостоянии: пролетарский черный хлебушек с яблочным повидлом под казёнку у музейщиков против омаров под белое итальянское вино в роскошном столичном ресторане у столичных чиновников.

Еще более жестко играет на протестной кулинарии режиссер Вячеслав Росс в драме «Сибирь. Монамур». Еда героев фильма, жителей депрессивной сибирской глухомани, предельно аскетична. Главное блюдо — самогон, в премиум-варианте — дешевая водка. Но под горячую рассыпчатую картошечку и хрусткий соленый огурчик. Лишь в доме старика-старовера, оставшегося с внуком зимовать в заброшенном поселке, водка не полагается. И заезжего родственника потчуют пареной репой. Но не как экзотическим старинным блюдом, приготовленным для того, чтобы насладиться оттенками вкуса и послевкусием. Просто больше никакой еды у хозяев нет.

«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту»

Семейные ценности

А изыски украинского застолья во всем его богатстве представлены в ленте «Платон Ангел» режиссера Ивана Войтюка. Для него кулинарная линия — возможность показать национальный характер. На субботних семейных обедах решаются важные вопросы. За столом глава семейства Платон Ангел, которого сыграл Богдан Ступка, и домашнюю бухгалтерию ведет, и сыновей с невестками уму-разуму учит. По его философии в жизни все нужно делать основательно. И меню семейных обедов такое же фундаментально-добротное: наваристый борщ, домашняя колбаса, обязательные домашние соленья, лук и прочая «зеленушка» с собственного огорода — все вкусно и сытно.

«Сибирь. Монамур»

Глобальная яичница

Но таких смачных национальных блюд (кажется, даже аромат их пробивает плоскость экрана) в современном мировом кинематографе кот наплакал. Там правит бал глобализация, где даже константа — кулинарные предпочтения — нивелируется. Ярчайший пример — утро в разных уголках мира в уникальном кинопроекте «Жизнь за один день», который придумали продюсер Ридли Скотт и сайт Youtube. Они попросили пользователей интернета снять в один день все, что с ними происходит. Из полученных четырех с половиной часов видео, которое прислали из 140 стран, британский режиссер, обладатель «Оскара» Кевин Макдональд соорудил полуторачасовую картину, в которой утро большинства землян начинается с приготовления яичницы, жужжания кофемолки и щелчков тостера. Супергурманы добавляют к этой традиционной троице блинчики. Лишь оригиналы из самых глухих африканских поселков и из Западной Украины начинают утро со струи парного козьего молока, весело льющегося в жестяное ведро.

«Жизнь за один день»

Быстрая жизнь — быстрая еда

Если фильмов с длительными и обильными застольями раз-два и обчелся, то лент, где герои на бегу заправляются фастфудом, хоть отбавляй. Оно и понятно, быстрая жизнь — быстрая еда. Времени на неторопливые чувственные наслаждения нет. Приоритетны карьера и деньги.

Как белка в колесе вертится героиня фильма «Я не знаю, как она делает это» (Сара Джессика Паркер), разрываясь между домом и работой. Ежеминутно она доказывает свой суперпрофессионализм в крупной инвестиционной компании, и на демонстрацию талантов домохозяйки времени просто не остается. Три в одном — мать, жена, фондовый брокер — просто обязана всюду поспеть. А тут еще клятвенно пообещала дочери испечь пирог для школьной распродажи. И разумеется, на помощь тут же приходит вездесущий фастфуд. Брокерша бежит в супермаркет, покупает готовый пирог, а дома начинает «уродовать» это унылое творение, пытаясь придать ему видимость домашнего. Но, естественно, безуспешно. Потому как домашний пирог — это не просто кондитерское изделие, а материализованная любовь стряпухи к тем, для кого оно выпекается.

Еда из картонных коробок и пакетов — любимая пища Лисбет Соландер (Руни Мара), героини самого свежего блокбастера «Девушка с татуировкой дракона», снятого культовым голливудским режиссером Дэвидом Финчером. Сесть и нормально поесть — это не для нее. А вот залить все сверху толстым-претолстым слоем кетчупа именно то что надо.

Пугающие картины, как оно будет дальше при жизни такой, рисует Дэвид Маккензи в фильме «Последняя любовь на Земле». У людей за ненадобностью просто начнут атрофироваться чувства — все пять, одно за другим. Сначала обоняние, потом вкус. Уже не различить, пахнет ли рыба морем, и горчицу можно есть ложками. Бр-р-р, страшный сон гурмана! Неужели сбудутся мрачные пророчества фантастов: синий тюбик питательной смеси на завтрак, красный — на обед, зеленый — на ужин? И не будет никаких улиток по-бургундски и даже макарон по-флотски?

«Ешь, молись, люби»

Живите вкусно!

Однако радует то, что страшные перспективы тотальной бесчувственности далеки, а пока каждому дано познать маленькие радости гурманства. Как в главном кулинарном кинохите последних лет, которым был и остается фильм Норы Эфрон «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту».

Одна Джулия (Мэрил Стрип) — великий кулинар, написавшая книгу о французской кухне и научившая американок готовить. А другая Джулия (Эми Адамс) — мелкая служащая, пытающаяся овладеть кулинарным мастерством по ее книге и фиксирующая все свои успехи и поражения в интернете.

524 блюда за 365 дней, приготовленные первой Джулией, — это не просто калории в привлекательном исполнении, это вкус жизни, возможность уйти от повседневной рутины и обрести душевное равновесие, это умение и желание получать от жизни удовольствие. «Кураж, радость, настрой — вот что важно на кухне!» — говорит она. А ее достойная ученица добавляет: «Почему я люблю готовить? Мне очень приятно, что после дня полной неопределенности, полной в буквальном смысле, можно вернуться домой и точно знать, что, если добавить яичные желтки в молоко с шоколадом, смесь загустеет. Это такое облегчение!».

Категории
АппетитШоу-биз
Нет комментариев

Оставить комментарий

*

*

RELATED BY