Поиски альтернативных источников энергии довели ученых до сланцевого газа, паровоза-людоеда и гравицапы

Цена на энергоносители растет, а в мире финансовый кризис. От ученых требуют найти новые источники дешевой энергии, а еще лучше — сразу сделать такой двигатель, который обходился бы вообще...

Цена на энергоносители растет, а в мире финансовый кризис. От ученых требуют найти новые источники дешевой энергии, а еще лучше — сразу сделать такой двигатель, который обходился бы вообще без топлива или на худой конец самостоятельно заботился о своем пропитании 

Туркменбаши Обама

Две недели назад совет директоров «Газпрома» назвал причины того, что доходы компании от экспорта газа упали в прошлом году на целую треть ($22 млрд.). Виноваты Катар, который демпинговал на европейском газовом рынке, и США, которые не только начали добывать газ у себя дома, в Америке, но и додумались экспортировать его в Европу.

С Катаром еще можно было договориться. Если не по-хорошему, то по-плохому. Иранскую угрозу миру в Персидском заливе в целом и для Катара в частности всегда можно актуализировать. Но бездонные «газовые кладовые» США выглядели кошмаром. Газ-то там откуда? Чай, не Туркмения.

Американский газ был из сланца. Сланец — горная порода, похожая на уголь. По сути, это и есть уголь, только не доделанный природой. Если постараться, его можно поджечь, и он горит. Гораздо хуже, чем уголь, но горит. Раньше им отапливали свои жилища древние люди, а сейчас отапливают эстонцы, потому что ничего кроме сланца у них нет.

Сланец залегает пластами, и в них, как в угольных пластах, полно карманов с газом. Его редко разрабатывают шахтным методом (добывают в основном из открытых карьеров), иначе жертв взрывов метана среди сланцевых горняков было бы не меньше, чем среди шахтеров.

Газ из позапрошлого века

Первую в истории человечества газовую скважину пробурили американцы еще в 1821 году, причем как раз в сланце. Но толку из этого не вышло. Надо было попасть точно в карман с газом, а газа в каждом отдельно взятом кармане было слишком мало, чтобы оправдать затраты на скважину.

Бурить сланец имело смысл только таким способом, чтобы скважина не протыкала насквозь пласт породы, а шла внутри пласта, то есть параллельно поверхности земли, как бы нанизывая на себя множество карманов с газом. Горизонтальному бурению научились только в 1940-е. Но и после этого сланцевый газ обходился намного дороже обычного из вертикальных скважин.

В очередной раз о сланцевом газе вспомнили в 1970-е, когда арабо-израильская война спровоцировала энергетический кризис. В США провели геологоразведку и обнаружили у себя в Колорадо, Юте и Вайоминге самые большие в мире сланцевые пласты с гигантскими запасами природного «голубого топлива». Но обстановка на Ближнем Востоке более или менее наладилась, цены на нефть и газ упали, и про сланцевый газ снова забыли.

Опять вспомнили о нем, когда цена на природный газ превысила отметку $200 за тысячу кубометров. При такой цене горизонтальное бурение становится рентабельным. И то, что происходит сейчас в США, уже получило название «сланцевой лихорадки». Она уже перекинулась в Европу, где тоже спешно готовятся добывать газ XIX века.

Чем это закончится на сей раз, посмотрим. Если сланцевый газ задержится на мировом рынке энергоносителей, это снимет главную головную боль Украины — газовый вопрос. Недалеко от Киева, в Черкасской области, находится третье в Европе по запасам месторождение горючих (газоносных) сланцев.

Паровоз-каннибал

Еще глубже в прошлое, в эпоху каннибализма, вернулись инженеры компании Robotic Technology Inc., создавшие по заказу Пентагона боевой паровоз. Их шестиколесный энергетически автономный тактический робот (EATR) — продукт самых современных технологий, но с паровым двигателем. Впрочем, паровой двигатель тоже современный, с замкнутым водяным циклом, компактный и мощный (100 л.с.).

Топливом паровоз снабжает себя самостоятельно. Находит, хватает роботизированной рукой, измельчает и отправляет в топку двигателя. Подходит любое органическое вещество — хоть дерево, хоть трава, хоть мертвый пехотинец. Живой тоже подходит.

Ученые, правда, заверяют, что их робот строго соблюдает статью 15 Женевской конвенции, согласно которой осквернение тела погибшего считается военным преступлением. На разработку компьютерной программы для чудо-паровоза уже потрачено $400 тыс. Она предоставляет на выбор сразу три алгоритма действия: реактивный, совещательный и креативный.

При реактивном алгоритме EATR замечает (с помощью камер и радаров) съедобный объект и мгновенно реагирует: хвать — и в рот (топку). При совещательном — прежде сравнивает увиденное с базой данных и, если не обнаруживает в ней запретов, пожирает. При креативном — осторожно пробует и, если «топливо» ему подходит, пользуется им в дальнейшем.

Гравицапа

Сейчас это смешное слово из советского культового фильма «Кин-дза-дза!» бьет рекорды в поисковике Google. Миллионам людей хочется знать, что же такое современная гравицапа. Чем она отличается от известного по фильму металлического яйца, которое крепилось на ржавой гайке и позволяло совершать мгновенные межгалактические перемещения.

Увы, любопытных ждет разочарование. Принцип действия и даже внешний вид гравицапы, которую сейчас испытывают на российском спутнике «Юбилейный», строго засекречены.

В НИИ космических систем, где ее разработали, лишь говорят, что принцип действия гравицапы не электрический, не химический, не ядерный и к тому же не реактивный. Простому человеку это разъяснение ничего не говорит, но специалистам понятно, что, если исключить двигатели сгорания (химические), ядерные и электрические, остается только так называемый инерционный двигатель.

Устроен он просто. Любой может сделать его сам и даже почувствовать его силу. Надо привязать к веревке грузик и вращать над головой. Только крутить его надо неравномерно. Когда грузик впереди, нужно ускорять его вращение, когда за спиной — замедлять. Тогда система получает импульс движения, и вы почувствуете, как вашу руку поведет вперед.

С помощью такой разновидности гравицапы — пращи — библейский Давид засветил камнем по лбу великану Голиафу и убил его наповал. Теперь с ее помощью ученые пытаются сдвинуть с орбиты спутник «Юбилейный».

Жюль против Верна

Если бы спутник кидался в космос камнями, как Давид, фокус бы удался. Но тогда это было бы классическое реактивное движение: камень летит в одну сторону, спутник по закону Ньютона (действие равно противодействию) — в противоположную.

Однако гравицапа на спутнике, как сказано, не реактивная, она крутится внутри него. Импульс силы она создает, но, чтобы преобразовать его в движение, надо от чего-нибудь оттолкнуться. А оттолкнуться внутри спутника можно только от его стенки.

Но тогда зачем огород городить с гравицапой? Проще дать задание космонавтам упереться руками в стенку и толкать космический корабль в заданном направлении.

Впрочем, чтобы полностью исключить сомнения в недееспособности гравицапы, принцип ее действия, по просьбе Weekly.ua, изучил директор Института технической механики НАН Олег Пилипенко, один из ведущих в Украине специалистов в области ракетно-космической техники.

«Жюль Верн здорово придумывал фантастические машины и механизмы. Я преклоняюсь перед его талантом писателя. Но в своей работе всегда стараюсь отличить, где «жуль», а где «верн». В случае с гравицапой мы, похоже, имеем дело с типичным «жулем», — огласил приговор доктор Пилипенко.

Остается открытым только один вопрос. На что надеялись ученые из НИИ космических систем, заранее прекрасно понимая, что их фокус с гравицапой не удастся?

На то, наверно, и надеялись, что маниакальное желание получить двигатель, работающий без горючего, затмит остатки здравого смысла в головах их начальников, и они дадут ученым любые деньги, какие те попросят. Очень правильно надеялись. Что бы теперь ни говорили, а деньги потрачены и гравицапа летает над нашими головами.

А если бы не летала, что нам осталось бы? Совсем скучные вещи: сланцевый газ да паровоз-каннибал.

Категории
Наука и техника
Нет комментариев

Оставить комментарий

*

*

RELATED BY

https://weekly.com.ua/wp-content/uploads/2015/04