Ученые выяснили, почему одни люди симпатичны нам с первого взгляда, а другие нет

Действительно, почему одни люди нравятся сразу, а к внешности других надо привыкнуть? Вообще, любую теорию на эту тему можно убить в зародыше категоричной аксиомой: о вкусах не спорят! Но...

Действительно, почему одни люди нравятся сразу, а к внешности других надо привыкнуть? Вообще, любую теорию на эту тему можно убить в зародыше категоричной аксиомой: о вкусах не спорят! Но вопрос-то от этого не исчезнет. А насколько он важен, свидетельствует хотя бы то, что каждый раз, когда ученые пытаются «проверить алгеброй гармонию», это становится мировой новостью номер один

Лицемеры

Так было и в последний раз, когда группа ученых из Торонтского и Калифорнийского университетов попыталась определить пропорции человеческого лица, которое устраивало бы всех окружающих.

Методика эксперимента была простая. Ученые взяли цифровое фото женского лица, убрали волосы, уши, шею, оставили один овал с глазами, носом и ртом, а затем с помощью компьютера меняли расстояния между глазами, линиями глаз и рта, а также длину и ширину лица. В результате получилась серия лиц, из которых студентам университетов предложили выбрать самые привлекательные.

Вне зависимости от пропорций овала (вытянутое или круглое лицо) практически все опрошенные выбирали лица, у которых расстояние от глаз до рта составляло 36% длины лица, а расстояние между зрачками глаз — 46% от ширины лица.

Результаты исследования были опубликованы в малотиражном журнале Vision Research, однако о них сообщили все мировые новостные агентства. И как это часто бывает, ученым приписали то, чего они не делали: мол, найдена научная формула женской красоты. Народ моментально стал примерять эту формулу на себя и своих кумиров, и возмущению граждан не было предела. «Что же это, блин, за наука, если под ее формулу красоты не подходит даже Анжелина Джоли!» — писали на одном из американских форумов.

Между тем изучать тайну женской красоты ученым даже не приходило в голову. Они исследовали всего лишь «привлекательность» (attractiveness) человеческого лица, то есть попытались сконструировать физиономию, вызывающую у окружающих минимум негативных эмоций.

Лицо в эксперименте было женским, но вполне могло быть и мужским. Впрочем, без прически, шеи и ушей оно практически утратило половую принадлежность. И оценивали его, кстати, не только студенты-юноши, но и девушки.

Венера на шпильках

Идеальные пропорции человеческого тела известны еще со времен Евклида и окончательно узаконены в научных трудах Леонардо да Винчи под названием «божественного», или «золотого», сечения. Тело человека соответствует этому сечению, если отношение его роста к длине нижней части тела (от пупка и ниже) равно иррациональному числу 1,6180339887…

Фишка тут в том, что если такая пропорция соблюдается, то одновременно точно такому же числу 1,6180339887… будет равно и отношение нижней части тела к верхней (от пупка до макушки).

Искусство эпохи Возрождения продолжило эту традицию, и она настолько сильно укоренилась в академическом искусстве, что стала некоей аксиомой для любого скульптора, получающего госзаказ. Даже советские вожди, все как один коротконогие в жизни, в своих монументах по пропорциям тела не отличаются от Аполлона Бельведерского. В этом легко убедиться, измерив на фото хотя бы киевский памятник Ленину. Отношение роста Ильича к расстоянию между нижней пуговицей жилета и подошвами его ботинок равно 1,6180339887…Это число получалось у древних математиков в результате самых разнообразных арифметических, алгебраических и тригонометрических действий и казалось мистическим, поэтому людям очень хотелось соответствовать ему хоть чем-нибудь. В результате все античные статуи в точности соответствуют «золотому сечению».

В середине XIX века немецкие ученые провели ревизию «золотого сечения» древних и, измерив тысячи людей, убедились, что тело человека действительно примерно ему соответствует. Для мужчин этот показатель в среднем равен 1,625, то есть ноги у них чуть длиннее, чем у Аполлона Бельведерского. Для женщин — 1,6, то есть их ноги все-таки чуть короче, чем у Венеры Милосской. Так что женская обувь на каблуках только лишний раз подтверждает: «золотое сечение», похоже, действительно наиболее привлекательная для глаза пропорция человеческого тела.

Ухмылка да Винчи

А теперь, если мы вернемся к пропорциям лица человека, то увидим, что калифорнийско-торонтская исследовательская группа шла от обратного. Ученые не искали соответствия черт лица каким-то заранее заданным магическим числам, а наоборот, измерили наиболее привлекательное лицо и получили эти свои числа. Они могли бы претендовать даже на открытие собственного «золотого сечения» — для человеческого лица, если бы не одно обстоятельство.

Когда вычисленные пропорции 0,36/0,46 стали примерять на известные женские лица, выяснилось, что им не соответствует ни одна признанная красавица — ни нынешняя, ни прошлых эпох. Ни Нефертити (47% и 47%), ни Венера Милосская (40% и 50%), ни Мэрилин Монро (50% и 47%), ни Элизабет Тейлор (46% и 50%), ни Катрин Денёв (47% и 50%), ни Пенелопа Круз (44% и 50%), ни Анжелина Джоли (35% и 48%). И только одна из всем знакомых дам в точности отвечала этим пропорциям — Мона Лиза на портрете кисти Леонардо да Винчи (36% и 46%).

Всем известно, что Мона Лиза считается эталоном женственности и обаяния. И лишь когда появилась возможность оцифровать картину и совместить ее с автопортретом Леонардо, выяснилось, что «эталон женственности» — вообще не женщина, а шутка художника, нарисовавшего себя самого в женском обличье.

Ну и что, спросите вы. А то, что про «золотое сечение» тела в научных трудах да Винчи написано достаточно подробно, с математическими выкладками, а про «золотое сечение» лица у него нет ни слова. Он просто нарисовал его, загадав еще одну загадку потомкам.Но кого бы ни изобразил художник под видом супруги флорентийского торговца шелком, ясно, что то «золотое сечение» человеческого лица, которое ученые вычислили в конце 2009 года, было известно Леонардо еще в 1503 году, когда он написал Мону Лизу.

Потомкам потребовалось больше 400 лет, чтобы выяснить, причем в известной степени случайно, чем же так привлекательна «загадочная улыбка» Моны Лизы. Не улыбкой вовсе, а расстоянием между зрачками глаз, равным 46% от ширины лица, и расстоянием между глазами и губами, равным 36% от длины лица.

Только не торопитесь измерять лица кандидатов в президенты. Исследование американских и канадских ученых было опубликовано совсем недавно, перед Рождеством, когда все компьютерные правки в их предвыборный облик на плакатах были уже внесены и утверждены. Так что хотя бы по этому показателю все они оказались в равных стартовых условиях: «золотому сечению» Джоконды не отвечает лицо ни одного из 18 кандидатов.

Категории
Наука и техникаОн/Она
Нет комментариев

Оставить комментарий

*

*

RELATED BY