Поиски альтернативных источников энергии довели ученых до сланцевого газа, паровоза-людоеда и гравицапы

Цена на энергоносители растет, а в мире финансовый кризис. От ученых требуют найти новые источники дешевой энергии, а еще лучше — сразу сделать такой двигатель, который обходился бы вообще без топлива или на худой конец самостоятельно заботился о своем пропитании Поиски альтернативных источников энергии довели ученых до сланцевого газа, паровоза-людоеда и гравицапы, картинка, фото, изображение

Туркменбаши Обама

Две недели назад совет директоров «Газпрома» назвал причины того, что доходы компании от экспорта газа упали в прошлом году на целую треть ($22 млрд.). Виноваты Катар, который демпинговал на европейском газовом рынке, и США, которые не только начали добывать газ у себя дома, в Америке, но и додумались экспортировать его в Европу.

С Катаром еще можно было договориться. Если не по-хорошему, то по-плохому. Иранскую угрозу миру в Персидском заливе в целом и для Катара в частности всегда можно актуализировать. Но бездонные «газовые кладовые» США выглядели кошмаром. Газ-то там откуда? Чай, не Туркмения.

Американский газ был из сланца. Сланец — горная порода, похожая на уголь. По сути, это и есть уголь, только не доделанный природой. Если постараться, его можно поджечь, и он горит. Гораздо хуже, чем уголь, но горит. Раньше им отапливали свои жилища древние люди, а сейчас отапливают эстонцы, потому что ничего кроме сланца у них нет.

Сланец залегает пластами, и в них, как в угольных пластах, полно карманов с газом. Его редко разрабатывают шахтным методом (добывают в основном из открытых карьеров), иначе жертв взрывов метана среди сланцевых горняков было бы не меньше, чем среди шахтеров.

Газ из позапрошлого века

Первую в истории человечества газовую скважину пробурили американцы еще в 1821 году, причем как раз в сланце. Но толку из этого не вышло. Надо было попасть точно в карман с газом, а газа в каждом отдельно взятом кармане было слишком мало, чтобы оправдать затраты на скважину.Поиски альтернативных источников энергии довели ученых до сланцевого газа, паровоза-людоеда и гравицапы, картинка, фото, изображение

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Черное море — наше все: и здравница, и житница, а если ученые постараются, то может стать еще и кузницей

Бурить сланец имело смысл только таким способом, чтобы скважина не протыкала насквозь пласт породы, а шла внутри пласта, то есть параллельно поверхности земли, как бы нанизывая на себя множество карманов с газом. Горизонтальному бурению научились только в 1940-е. Но и после этого сланцевый газ обходился намного дороже обычного из вертикальных скважин.

В очередной раз о сланцевом газе вспомнили в 1970-е, когда арабо-израильская война спровоцировала энергетический кризис. В США провели геологоразведку и обнаружили у себя в Колорадо, Юте и Вайоминге самые большие в мире сланцевые пласты с гигантскими запасами природного «голубого топлива». Но обстановка на Ближнем Востоке более или менее наладилась, цены на нефть и газ упали, и про сланцевый газ снова забыли.

Опять вспомнили о нем, когда цена на природный газ превысила отметку $200 за тысячу кубометров. При такой цене горизонтальное бурение становится рентабельным. И то, что происходит сейчас в США, уже получило название «сланцевой лихорадки». Она уже перекинулась в Европу, где тоже спешно готовятся добывать газ XIX века.

Чем это закончится на сей раз, посмотрим. Если сланцевый газ задержится на мировом рынке энергоносителей, это снимет главную головную боль Украины — газовый вопрос. Недалеко от Киева, в Черкасской области, находится третье в Европе по запасам месторождение горючих (газоносных) сланцев.

Паровоз-каннибалПоиски альтернативных источников энергии довели ученых до сланцевого газа, паровоза-людоеда и гравицапы, картинка, фото, изображение

Еще глубже в прошлое, в эпоху каннибализма, вернулись инженеры компании Robotic Technology Inc., создавшие по заказу Пентагона боевой паровоз. Их шестиколесный энергетически автономный тактический робот (EATR) — продукт самых современных технологий, но с паровым двигателем. Впрочем, паровой двигатель тоже современный, с замкнутым водяным циклом, компактный и мощный (100 л.с.).

Топливом паровоз снабжает себя самостоятельно. Находит, хватает роботизированной рукой, измельчает и отправляет в топку двигателя. Подходит любое органическое вещество — хоть дерево, хоть трава, хоть мертвый пехотинец. Живой тоже подходит.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ученые нашли страшный яд - диоксин в Украине

Ученые, правда, заверяют, что их робот строго соблюдает статью 15 Женевской конвенции, согласно которой осквернение тела погибшего считается военным преступлением. На разработку компьютерной программы для чудо-паровоза уже потрачено $400 тыс. Она предоставляет на выбор сразу три алгоритма действия: реактивный, совещательный и креативный.

При реактивном алгоритме EATR замечает (с помощью камер и радаров) съедобный объект и мгновенно реагирует: хвать — и в рот (топку). При совещательном — прежде сравнивает увиденное с базой данных и, если не обнаруживает в ней запретов, пожирает. При креативном — осторожно пробует и, если «топливо» ему подходит, пользуется им в дальнейшем.

ГравицапаПоиски альтернативных источников энергии довели ученых до сланцевого газа, паровоза-людоеда и гравицапы, картинка, фото, изображение

Сейчас это смешное слово из советского культового фильма «Кин-дза-дза!» бьет рекорды в поисковике Google. Миллионам людей хочется знать, что же такое современная гравицапа. Чем она отличается от известного по фильму металлического яйца, которое крепилось на ржавой гайке и позволяло совершать мгновенные межгалактические перемещения.

Увы, любопытных ждет разочарование. Принцип действия и даже внешний вид гравицапы, которую сейчас испытывают на российском спутнике «Юбилейный», строго засекречены.

В НИИ космических систем, где ее разработали, лишь говорят, что принцип действия гравицапы не электрический, не химический, не ядерный и к тому же не реактивный. Простому человеку это разъяснение ничего не говорит, но специалистам понятно, что, если исключить двигатели сгорания (химические), ядерные и электрические, остается только так называемый инерционный двигатель.

Устроен он просто. Любой может сделать его сам и даже почувствовать его силу. Надо привязать к веревке грузик и вращать над головой. Только крутить его надо неравномерно. Когда грузик впереди, нужно ускорять его вращение, когда за спиной — замедлять. Тогда система получает импульс движения, и вы почувствуете, как вашу руку поведет вперед.

С помощью такой разновидности гравицапы — пращи — библейский Давид засветил камнем по лбу великану Голиафу и убил его наповал. Теперь с ее помощью ученые пытаются сдвинуть с орбиты спутник «Юбилейный».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ученые уже не сомневаются, что в Европе началась эпоха тропических ливней и тайфунов

Жюль против Верна

Если бы спутник кидался в космос камнями, как Давид, фокус бы удался. Но тогда это было бы классическое реактивное движение: камень летит в одну сторону, спутник по закону Ньютона (действие равно противодействию) — в противоположную.

Однако гравицапа на спутнике, как сказано, не реактивная, она крутится внутри него. Импульс силы она создает, но, чтобы преобразовать его в движение, надо от чего-нибудь оттолкнуться. А оттолкнуться внутри спутника можно только от его стенки.

Но тогда зачем огород городить с гравицапой? Проще дать задание космонавтам упереться руками в стенку и толкать космический корабль в заданном направлении.

Впрочем, чтобы полностью исключить сомнения в недееспособности гравицапы, принцип ее действия, по просьбе Weekly.ua, изучил директор Института технической механики НАН Олег Пилипенко, один из ведущих в Украине специалистов в области ракетно-космической техники.

«Жюль Верн здорово придумывал фантастические машины и механизмы. Я преклоняюсь перед его талантом писателя. Но в своей работе всегда стараюсь отличить, где «жуль», а где «верн». В случае с гравицапой мы, похоже, имеем дело с типичным «жулем», — огласил приговор доктор Пилипенко.

Остается открытым только один вопрос. На что надеялись ученые из НИИ космических систем, заранее прекрасно понимая, что их фокус с гравицапой не удастся?

На то, наверно, и надеялись, что маниакальное желание получить двигатель, работающий без горючего, затмит остатки здравого смысла в головах их начальников, и они дадут ученым любые деньги, какие те попросят. Очень правильно надеялись. Что бы теперь ни говорили, а деньги потрачены и гравицапа летает над нашими головами.

А если бы не летала, что нам осталось бы? Совсем скучные вещи: сланцевый газ да паровоз-каннибал.

Поиски альтернативных источников энергии довели ученых до сланцевого газа, паровоза-людоеда и гравицапы
Оцените статью
Категории
Наука и техника

СВЯЗАННЫЕ