Детское автокресло: правила выбора

Продвинутые модели детских кресел обладают рядом дополнительных функций, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и не скучал во время длительных поездок.

Содержание статьи

  • 1 Не по-детски
  • 2 При столкновении
  • 3 Комфорт для больших и маленьких

Знаете, какая самая страшная картина из тех, что можно увидеть на наших дорогах? Это мама, сидящая в автомобиле с малышом на руках. Вы знаете, что будет с ними, случись фронтальное ДТП? Взрослый просто задавит ребенка своим телом…

В большинстве случаев украинские водители перевозят детей на руках у мамы или бабушки, которым кажется, что нет ничего надежнее, ведь малыша держат самые надежные руки на свете, самый заботливый человек, готовый защитить от любых невзгод. Увы, в случае беды – столкновения автомобилей – удержать малыша, масса которого возрастает до полутонны, не способны ни одни руки в мире. А во многих случаях взрослый еще и наваливается на ребенка своей массой, возросшей до двух тонн…

Уже поэтому детское кресло в машине – вещь просто необходимая. А ведь есть еще боковые удары, опрокидывания, попутные столкновения. Кроме того, детское кресло защищает малыша от прямых ударов. Наконец, в своем персональном кресле малыш может быть комфортно зафиксирован от ненужных «прогулок» по салону, когда взрослые не могут контролировать его поведение. Впрочем, не каждое кресло способно исполнять вышеуказанные функции – многое зависит от качества и уровня модели.

Не по-детски

А почему, собственно, ребенка нужно усаживать и пристегивать как-то по-особенному? Во-первых, на стандартном сиденье стандартные ремни безопасности не удержат малыша: он просто поднырнет под лямки или над ними, вылетит вперед или будет травмирован самим ремнем, попавшим на шею или врезавшимся в живот. Во-вторых, у детского тела иная, не взрослая развесовка – голова непропорционально тяжела. Если у взрослого она составляет 6% массы тела, то у младенца – 20%, и только в подростковый период эти цифры выравниваются. Из-за этого при резких перемещениях более вероятны травмы шеи, в первую очередь позвоночника. Третий аспект – многие малолетние несмышленыши способны на нелогичные действия во время движения. Поэтому обеспечить маленькому человечку безопасность при нештатных ситуациях своими обычными средствами автомобиль не может. Исключение составляют считаные модели премиального класса, у которых сиденья могут трансформироваться в подобие детских кресел.

Официально детьми считаются пассажиры ростом до 135–150 см (в зависимости от страны), весом до 36 кг и возрастом не более 12 лет. Для них разработаны несколько групп кресел по весу и росту. Некоторые сиденья уважаемых брендов предусматривают возможность настройки под рост и комплекцию пассажира, таким образом, одно такое кресло перекрывает сразу несколько групп.

Интересно, что самые маленькие пассажиры – младенцы возрастом до года – могут безопасно ездить только полулежа и спиной вперед. Иным образом обеспечить удержание младенца в люльке невозможно. Кстати, именно на случай установки такой люльки предусмотрено отключение подушки безопасности правого переднего пассажира.

Все детские автокресла устанавливаются на обычные взрослые сиденья и крепятся к ним или ремнями безопасности, или (реже) посредством специальных стандартизированных защелок типа IsoFix (Европа и Япония), LATCH (США), CANfix (Канада).

Безопасность детских автокресел сего­дня нормируется Правилами ЕЭК ООН №44–04, о соответствии которым потребителя информирует ярлычок на кресле.

При столкновении

Как ни странно, самыми опасными для детей оказываются не фронтальные, а боковые удары – четверть детей, погибших в авариях, ехали в машинах, получивших удар сбоку. Посмотрите, как выглядят лучшие кресла – боковая защита и «лопухи» на уровне головы у них развиты настолько, что в боковой проекции малыша за ними просто не видно!

Но главное скрыто под обивкой: металлический силовой каркас спинки, гасящий удар, резиновая сетка-амортизатор, распределяющая энергию точечного удара по большей площади, и вспененные энергопоглощающие ма­териалы основы типа PPI (такие же сертифицируют для автоспорта).

Лобовые столкновения на втором месте в числе причин летальных исходов европейской статистики. Функция кресла здесь – не просто в удержании человечка на месте, а в мягком удержании, поскольку ремни кресла и другие детали его конструкции также могут травмировать маленького пассажира.

Система креплений и защелок рассчитана так, чтобы жестко фиксировать кресло в продольном и поперечном направлениях. Ремни снабжены мягкими широкими накладками, которые препятствуют врезанию ремня в живот и плечи ребенка. Еще одна опасность – удар о спинку и подголовник кресла после того, как тело откидывается назад после столкновения, возвращаясь в вертикальное положение. Чтобы сиденье мягко приняло откидывающегося назад малыша, в основание спинки у хороших кресел встроен шарнир с демпфером. Он поглощает энергию удара и оберегает от вторичной травмы.

Комфорт для больших и маленьких

Большая проблема в том, чтобы удержать ребенка в сиденье, поскольку безопасное кресло на самом деле трудно сделать комфортным. Однако создатели дорогих моделей стараются сделать все, чтобы ребенок не капризничал и не пытался освободиться из зоны безопасности.

Прежде всего специалисты по эргономике тщательно рассчитывают анатомическую форму подушки и спинки, чтобы снизить утомляемость. У продвинутых кресел предусмотрен широкий диапазон регулировок – до десятка положений спинки, до 5–6 установок длины подушки и высоты подголовника, до 3 позиций по ширине плечевой поддержки. Иногда используются вкладыши-ложементы для подгонки под фигуру пассажира. Самые богатые комплектации предусматривают собственную аудиосистему, причем динамики встраивают так, чтобы малыш мог слышать их, держа голову в безопасной зоне – в глубине спинки.

Важно не только купить хорошее детское кресло, но и правильно его устанавливать

Естественно, замок ремней кресла сделан таким, чтобы даже самый смышленый карапуз не мог разблокировать его. Обивку делают из материалов, которые легко моются, а главное – не вызывают раздражения, аллергии и прочего дискомфорта.

Важный аспект – удобство установки и пристегивания детского кресла к сиденью штатными ремнями. Очень важно правильно пропустить ремень через все пазы и фиксаторы на кресле. Ведь согласно статистике часть серьезно пострадавших в ДТП детей ехали в креслах, но те были размещены или пристегнуты неправильно. Чтобы родители не путались при прокладке ремня по всем направляющим, конструкторы лучших кресел применяют целый комплекс мер – маркировку, сигнализаторы правильного защелкивания и пр.

Не последнее качество кресла, тем более в украинских условиях, – его компактность и масса. Детские сиденья очень часто крадут из автомобилей, поэтому важно, чтобы кресло было несложно унести из машины домой или спрятать его в багажник. Многие модели для этого можно складывать.

Еще один интересный аспект – многофункциональность. Например, люльки для младенцев родители часто используют и вне машины – когда идут с ребенком в супермакет, парк и прочие публичные места. Для этого у люльки должна быть достаточно удобная ручка и небольшой вес.

Группа Вес ребенка Возраст

(ориентировочно)

Конструкция и положение ребенка
0–10 кг 0–12 мес. Люлька. Лежа, лицом против хода
0+ 0–13 кг 0–18 мес. Люлька. Лежа, лицом против хода
1 9–18 кг 9 мес. – 4,5 года Кресло. Лежа, лицом против хода и сидя, лицом по ходу
2 15–25 кг 3–7 лет Кресло. Сидя, лицом по ходу
3 22–36 кг 6–12 лет Подушка без спинки. Сидя, лицом по ходу
Категории
Автомир

СВЯЗАННЫЕ