Тюнинг и закон

Термин «тюнинг» заимствован из английского и означает настройку или доработку автомобиля с целью улучшения его потребительских качеств. В истинном значении этого слова тюнинг подразумевает доработку именно технической начинки автомобиля, но у нас обычно с тюнингом отождествляют и стайлинг — изменение внешнего вида или салона автомобиля для создания индивидуального стиля. Стайлинг подразумевает необычную окраску автомобиля, нанесение на него различных рисунков или узоров либо оклейку пленкой. Сюда же относится установка подсветки днища, различные другие световые решения, установка иных бамперов или спойлеров, перетяжка салона кожей или алькантарой, замена руля и сидений и, конечно же, установка различных акустических систем.

Понятно, что тюнинг требует вложений немалых средств. А посему ГАИ считает, что она тоже имеет полное право потребовать с владельца тюнингованного автомобиля определенный «откат» в виде платежей за согласование того или иного переоборудования, а также за последующую перерегистрацию автомобиля. Ни для кого не секрет, что украинская Госавтоинспекция достаточно своеобразно трактует законодательные акты, зачастую руководствуясь не законами, а понятиями. К сожалению, определиться как с официальной, так и с неофициальной точкой зрения ГАИ на тюнинг нам так и не удалось: в столичной ГАИ пришли к выводу, что тюнинг — это проблема государственного масштаба, а поэтому данная информация находится в компетенции УГАИ МВД Украины. В УГАИ в связи с отсутствием специалистов данного профиля нас переадресовали в ЦБД и АС МВД Украины. Там же единственный человек, компетентный в данном вопросе, оказался вне зоны доступа…

Поэтому на этот раз мы рассмотрим аспекты тюнинга исключительно с законодательной точки зрения.

В соответствии со ст. 32 Закона «О дорожном движении» не допускается без согласования с производителями транспортных средств и их составных частей или специально уполномоченной на это Кабинетом министров Украины организацией переоборудование, которое приводит к изменению полной массы и ее распределения по осям, размещения центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии. Впрочем, в настоящее время большую часть подобных переделок выявить достаточно сложно. Прежде всего по той причине, что легковые автомобили, не участвующие в коммерческих перевозках, освобождены от прохождения ТО. Исключение здесь, пожалуй, составляет «прямоток», который достаточно хорошо слышен и без специального оборудования.

Что же касается замены двигателя, то в соответствии с п. 37 Порядка регистрации и перерегистрации транспортных средств перерегистрация транспортного средства в связи с заменой двигателя проводится в случае изменения его типа, веса, рабочего объема и мощности. Но так как документы, подтверждающие законность приобретения двигателя, не требуются, а номер двигателя в свидетельство о регистрации не вносится, далеко не все перерегистрируют подобную замену.

Ведь при нынешнем изобилии модельного ряда вряд ли какой-то сотрудник ГАИ знает, где и какой двигатель должен быть установлен. К тому же ни один нормативно-правовой документ не обязывает водителя открывать капот по требованию инспектора ГАИ. Требование же п. 2.4 Правил «предоставить возможность проверить номера агрегатов» является абсурдным и в принципе невыполнимо, так как ни двигатель, ни кузов не являются агрегатами, а номер двигателя в регистрационных документах сейчас не указывается.

А во-вторых, в соответствии со ст. 30 Конституции Украины не допускается проникновение в жилье или другое владение лица (к которому относится и автомобиль), а также проведение там осмотра или обыска без решения суда. Понятно, что такое решение вряд ли будет в наличии у работника ГАИ. Гаишники могут возразить, что эта же статья Конституции предусматривает, что в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, которые подозреваются в совершении преступления, возможен иной установленный законом порядок проникновения в жилье или в другое владение лица, проведение в них осмотра и обыска. Но при этом закон уводит нас к протоколу досмотра, понятым, и т.п., что совершенно нереально в повседневной жизни.

Что же касается ст. 185, которой нередко грозят сотрудники ГАИ за «злостное невыполнение законных требований работника милиции», то ключевое слово здесь — «законных», то есть преду­смотренных законом. А ни один закон, напомним, не позволяет работнику милиции требовать открыть капот. Что же касается вышеупомянутого пункта 2.4 ПДД о предоставлении возможности сверить номера агрегатов, то за его нарушение (если, конечно, удастся доказать, что это нарушение) грозит ответственность по ст. 125 КоАП — преду­преждение.

Если говорить об изменении внешнего вида, то здесь речь идет прежде всего о нанесении рисунков, оклейке машины пленкой, установке спойлеров, замене бамперов и установке дополнительных световых приборов.

Что касается световых приборов, то п. 31.4.3 ПДД, напомним, запрещает эксплуатацию транспортных средств, если:

  • количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних световых приборов не отвечают требованиям конструкции транспортного средства; <…>
  • на рассеивателях световых приборов нанесена тонировка или покрытие, которое уменьшает их прозрачность или светопропускание.

Так что как оклейка задних фонарей, так и установка различных украшающих светодиодов — вне закона. Нельзя не отметить, что в большинстве случаев в ГАИ закрывают на подобные вольности глаза, за исключением случаев, когда впереди установлены красные огоньки. Да и синие «габариты» нередко становятся поводом для протокола.

Что касается замены бамперов — однозначного толкования здесь нет. Но несмотря на то что бампер не является элементом кузова, в ГАИ противоправно относят его замену (даже если это возможно технологически и разрешено производителем) к переоборудованию. К спойлерам придраться сложнее (если, конечно, они не отваливаются на ходу). Их установка нигде не регламентируется, а поэтому спойлер проще всего назвать… рекламой спойлера. Это же касается нанесения на машины различных рисунков и оклейки их ­«самоклейкой».

Напомним, в соответствии со ст. 18 Закона «О рекламе» при условии размещения рекламы на транспорте с соблюдением требований безопасности и Правил дорожного движения запрещается требовать от владельцев транспортных средств получения разрешений, согласований, других документов по поводу размещения рекламы.

При этом прямо запрещается размещение на транспортных средствах рекламы, которая имитирует цветографические схемы автомобилей спецслужб, изготовлена с использованием световозвращающих материалов либо сопровождается звуковыми или световыми сигналами, а также нанесена на стекла и не обеспечивает беспрепятственный обзор из салона.

Здесь главное — доходчиво объяснить гаишнику, что это реклама, и пояснить, что именно вы рекламируете — изделие, производителя, фирму-установщика (ателье) и т.п.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но менять в салоне разрешается тоже далеко не все. Например, вне закона нестандартные и несертифицированные рулевые колеса. Правда, и здесь гаишник вряд ли может знать комплектацию всех автомобилей. Зато на оте­чественных машинах ему отыграться волне по силам. Камнем преткновения (теоретически, конечно) могут стать и нештатные сиденья. При условии, что они не сертифицированы, а места их крепления не совпадают с заводскими.

Проблемными могут быть даже безо­бидные на первый взгляд накладки на педали, которые гаишники могут трактовать как внесение изменений в конструкцию автомобиля. По их логике, нестандартные органы управления могут затруднить езду и привести к аварийной ситуации.

Официально о том, какой тюнинг разрешен, а какой нет, а также о том, какие именно изменения необходимо регистрировать, а какие нет, в ГАИ умалчивают. И причины этого вполне понятны: в мутной воде гораздо легче развести автовладельцев на более крупные платежи.

При этом зарегистрировать у нас можно любые переделки. Например, по данным Генпрокуратуры, только в 2004–2007 годах было выявлено свыше 25 тысяч случаев выдачи разрешений на переоборудование автомобилей с задним приводом на передний.

Таким образом, в Украине вопрос тюнинга упирается не в невозможность каких-то изменений внешнего вида или конструкции автомобиля, а исключительно в число «американских президентов», голосующих за данное предложение.

Категории
Автомир

СВЯЗАННЫЕ