Это один из самых популярных в Украине автомобилей чешского происхождения. И дело здесь не только в нашей сборке, определяющей умеренную цену.
Первое поколение Skoda Fabia вышло в свет в 1999 году, а через год количество проданных машин превысило 600 тыс. экземпляров. В 2001 году сборка модели началась в Соломоново, в Закарпатье, и Fabia прочно закрепилась в топе популярности на украинском рынке. Неплохие потребительские и ходовые качества плюс привлекательная цена – вот три кита успеха модели. Неудивительно, что второе поколение модели было встречено еще более приветливо: зерна упали на хорошо удобренную почву. Fabia успела зарекомендовать себя крепким и доступным в эксплуатации автомобилем. Гены дают о себе знать – ведь модель построена на платформе Volkswagen Polo, от которого унаследовала силовую структуру кузова, шасси и силовые агрегаты. Правда, в отличие от своего донора маленькая Skoda не в пример практичнее. В арсенале чехов даже не было трехдверки Fabia – только пятидверный хэтчбек и универсал.
На обе кузовные модификации устанавливались бензиновые трехцилиндровые двигатели объемом 1,2 л (60 и 70 л.с.) и «четверки» объемом 1,4 л (86 л.с.) и 1,6 л (105 л.с.). А турбодизели представлены трехцилиндровыми моторами 1,4 л (70 и 80 л.с.) и 4-цилиндровыми объемом 1,9 л (105 л.с.). Со всеми двигателями в стандарте устанавливалась 5-ступенчатая «механика». А 6-ступенчатый автомат был доступен только с 1,6-литровым бензиновым мотором. После рестайлинга в гамме двигателей появились бензиновые турбомоторы 1,2 л (86 и 105 л.с.), а также дизельные 1,2 л (75 л.с.) и 1,6 л (90 и 105 л.с.). В Украине официально продавались только бензиновые версии, но при желании на рынке можно найти и дизельные модификации.
Большое в малом
Для своих скромных размеров Skoda Fabia довольно просторна внутри. Да и качество материалов на очень высоком уровне. А вот базовая комплектация бедненькая. Но таких машин на нашем рынке мало. В основном присутствуют варианты с кондиционером, «музыкой» и минимальным электропакетом.
Но ведь для подержанного автомобиля главное – надежность. И с этим у Fabia все в порядке. Например, трехцилиндровый двигатель, который на предшественнике не отличался долговечностью, избавили от большинства проблем. В приводе ГРМ у него прочная цепь, срок службы которой рассчитан на 250 000 км. Зато от суррогатного бензина раньше времени выходят из строя свечи (по 65 грн.) и катушки зажигания (850 грн.). В группе риска форсунки впрыска (по 3000 грн.), датчики кислорода и массового расхода воздуха (900 грн.), бензонасос (3700 грн.). Последний, кстати, отметился и на остальных моторах. Оптимальным агрегатом для Fabia считается 1,4-литровый атмосферник. Он же – самый беспроблемный.
Правда, довольно быстро «устают» подушки двигателя. Неплохая альтернатива ему – турбомоторы 1,2 л (86 и 105 л.с.). Но эти двигатели сложнее по конструкции, а турбина (7000 грн.) может выйти из строя уже после 100 000 км пробега. Для продления ее жизни целесообразно установить турботаймер или давать мотору поработать пару-тройку минут на холостых оборотах после высоких нагрузок. Такие же рекомендации можно адресовать и турбодизелям. Они в целом надежны, но требовательны к качеству топлива. На первых машинах были недолговечны насос-форсунки. Двигатели с системой питания Common Rail доставляют меньше проблем. «Механика» и автомат работают без нареканий.
Но не забывайте, что в АКП масло меняется каждые 60 000 км.
Подвеска очень крепкая. Даже такие расходники, как стойки и втулки стабилизатора, выдерживают 70 000–100 000 км. Одновременно с ними обычно меняют опорные подшипники стоек (по 240 грн.). Амортизаторы (передние по 2870 грн. и по 2200 грн. задние) выхаживают около «сотни». А шаровые опоры (по 940 грн.) служат и того дольше.
Кузов
Кузов крепкий, а лакокрасочное покрытие долговечно. Но oт попадания воды на блок управления выходят из строя стеклоподъемники. Недолговечен и замок багажника. А моторчик печки зимой начинает «повизгивать» из-за недостатка смазки.
Трансмиссия
У механической коробки врожденных болячек нет, но c годами от активной езды может разболтаться кулиса рычага переключения передач. Сцепление служит более 100 000 км и обновляется комплектом за 2500 грн. Ресурс автомата – в среднем 200 000 км до капитального ремонта.
Подвеска
Сюрпризов ходовая часть не преподнесет. Спереди раньше «сотни» придется менять лишь стойки стабилизатора (по 400 грн.). У спокойных водителей амортизаторы запросто переваливают и этот рубеж. Остальные элементы «живут» до 150 000 км и даже дольше. Сзади обычно к 120 000 км меняются амортизаторы и стойки стабилизатора.
Двигатель
На популярном 1,4-литровом моторе каждые 90 000 км меняется ремень ГРМ (1156 грн.) вместе с помпой. Помните, что наддувные «четверки» капризнее и требовательнее в содержании.
Высокая надежность и умеренные затраты в содержании
Добротные материалы, хорошая шумоизоляция
Неплохие ходовые качества и отточенная управляемость
На заднем диване тесновато в районе коленей
Бедный выбор кузовных модификаций
Высокая стоимость для машины малого класса